Общественная приемная Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае

Некоммерческое партнерство
Союз Предпринимателей
Пятигорска

Круглый стол: «Специальная оценка условий труда (СОУТ) и охрана труда на предприятии»

30 сентября заместитель Председателя НП «Союз предпринимателей Пятигорска» Pоман Лукичев принял участие в заседании круглого стола «Специальная оценка условий труда (СОУТ) и охрана труда на предприятии» проводимой Ставропольской Торгово-промышленной палатой Ставропольского края и Фондом поддержки предпринимательства.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". В соответствии с новым законом предусматривается полная замена процедуры аттестации рабочих мест специальной оценкой условий труда. Проведение специальной оценки является обязанностью всех работодателей. С пояснениями к закону выступил Роман Юмазин, который объяснил, что это значит для предприятий и какими штрафами это грозит предпринимателям. В чем же отличие новой процедуры от старой? Что делать, если необходимо провести специальную оценку условий труда. И чем может быть выгодно предприятию проведение специальной оценки труда. Но может быть и финансовая выгода от проведения специальной оценки! Так по результатам специальной оценки рассчитывается скидка по взносам ФСС. Кроме того при проведении специальной оценки есть возможность уйти от максимального дополнительного взноса в пенсионный фонд в размере 6%. При отсутствии оценки придется платить по максимуму. Выступающий выразил сожаление о том, что надзорные каникулы на три года отодвигают проведение выездных плановых проверок субъектов малого предпринимательства и кто-то недополучит штрафы с малого бизнеса. Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Аналогичная обязанность установлена статьей 212 ТК РФ. Получается, что индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, проводить спецоценку условий труда не обязаны. Ведь в данном случае они не являются работодателями. Помимо этого, пунктом 3 статьи 3 Закона N 426-ФЗ определены категории сотрудников, в отношении которых специальная оценка условий труда не проводится. К ним относятся: — надомники; — дистанционные работники; — работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП. Тем коммерсантам-работодателям, которые в прошлом году провели аттестацию рабочих мест, не обязательно срочно проводить специальную оценку условий труда. Ведь результаты аттестации действительны в течение пяти лет с момента ее проведения. Что ещё дает специальная оценка условий труда? • Обоснование для налоговой инспекции расходов, необходимых для дополнительного улучшения условий труда работающих (дополнительная спецодежда, средства защиты и пр.) с отнесением этих затрат на себестоимость продукции. • Отсутствие претензий о невыполнении законодательства РФ (ст. 212 ТК РФ). • Получение положительного решения Пенсионных Фондов по льготным пенсиям работников организации. • Если в процессе СОУТ выяснится, что для улучшения условий труда и сохранения здоровья работников требуется приобретение приборов контроля, прохождение медосмотров или лечение, то это можно сделать за счет средств ФСС (предприятие может вернуть на эти цели до 20 % средств, перечисляемых им в ФСС – Постановление Правительства РФ № 360 от 07.06.2005). • При наличии проведенной СОУТ администрация и служба охраны труда снимают с себя значительную часть ответственности при несчастном случае. • Получение лицензий на отдельные виды деятельности (медицинская, вывоз и захоронение ТБО и т.д.). • Получение сертификата соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности). Положение о сертификации утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития России № 28 от 24.04.2004 г. Основной целью принятия закона является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР и механизма предоставления гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда, установленных пенсионным законодательством. При проведении специальной оценки условий труда, в отличие от аттестации рабочих мест, добавляется новый этап - идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Если упомянутые факторы не идентифицированы на рабочем месте, в отношении данного рабочего места работодатель составляет декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Срок действия декларации – пять лет. Если в течение этого времени на рабочем месте не происходит несчастных случаев и у работника не зафиксировано профзаболевания из-за воздействия ВОПФ, действие декларации продлевается еще на пять лет, без проведения СОУТ. Возложение обязанности по организации и финансированию СОУТ на субъекты малого и среднего предпринимательства ухудшает условия ведения предпринимательской деятельности. В современных условиях развития бизнеса государство постепенно переходит от разрешительного на уведомительный порядок организации и ведения бизнеса. Однако, избавившись от одних административных и финансовых нагрузок, предприниматель получил другие - в виде проведения СОУТ или штрафов за ее не проведение, на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей. По отношению к микро и малому бизнесу это разорительно. Круглый стол не пытался ответить на вопрос: все ли виды работ и услуг, сферы деятельности малого бизнеса нуждаются в проведении обязательной СОУТ? Будет ли возможным декларирование рабочих мест? В результате обсуждения вышеуказанных вопросов, Круглый стол не выработал ни одного предложения о том, что надо изменить в нормативно-правовой базе, а именно: Во-первых, предусмотреть в Законе № 426-ФЗ либо в Методике пункт, разрешающий проводить эксперту на наличие рабочих мест, потенциально соответствующих 1 и 2 классу условий труда, без проведения замеров, под ответственность эксперта. Во-вторых, если на рабочем месте имеется лишь один опасный и (или) вредный производственный фактор (причем устранимый), следовательно, будет проводиться только один замер. При условии, что результаты замера будут соответствовать норме, такое рабочее место и аналогичные ему, смогут попасть под декларацию. В-третьих – внести дополнения в действующий закон №426-ФЗ в части введения классификации рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда с разбивкой по видам деятельности. НП «Союз предпринимателей Пятигорска» так оценил эффективность мероприятия: что для улучшения предпринимательского климата требуется либерализация законодательства. Микробизнес не сможет оправится после штрафов в 100 – 200 тыс. руб. Пока не внесли изменения и не скорректировали Закон необходимо шире применять практику предупреждения за первое нарушение (как минимум). Это касается и законодательства о СОУТ». При этом риск-ориентированный подход, добавленный в связи с изменениями в Федеральном Законе №246 – ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля» Статья 8.1. по логике вещей должен вообще избавить малые предприятия с невысокими рисками от плановых проверок. Во многих странах, давно уже реализовавших модель на основе управления рисками, плановых проверок нет - они осуществляются явочным порядком. Евгений Гилилов

1 Октября, 2015  17:42 Просмотров: 612 Печать

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Естественный спутник земли?

Объявления
Сдаётся помещение 150 кв.м. свободного назначения
Все коммуникации
ПЯТИГОРСК, КИРОВА /ЦЕНТР/
Без посредников
+7 928 634 00 11
+7 928 360 66 36

Обследование, ремонт, монтаж, наладка, обслуживание приточно-вытяжной вентиляция!!!
8-928-342-81-08


ЖК БЕРЕЗОВЫЙ — новые квартиры от застройщика в Пятигорске
г.Пятигорск, ул. Пальмиро Тольятти
 +7 928 222 11 22


еще релама >>

Пользователь